Биохимия (биологическая, или физиологическая химия) — наука о химическом составе живых клеток и организмов и о химических процессах, лежащих в основе их жизнедеятельности. О том, как выучить биохимию за неделю, я и хочу вам рассказать.
Итак, вопрос: как выучить биохимию за неделю?
Ответ: никак. Ни-как! Вообще. В принципе. Биохимия не учится ни за неделю, ни за две.
Термин «биохимия» эпизодически употреблялся с середины XIX века, в классическом смысле он был предложен и введен в научную среду в 1903 году немецким химиком Карлом Нойбергом.
Биохимия находится на стыке нескольких наук, прежде всего — биологии и химии. Кроме того - физика и математика. Это база. Основа, если хотите. Данные нарабатывались более ста лет учеными всего мира, систематизировались такими зубрами как Ленинджер и Страйер более двадцати лет - а вы ЭТО за неделю выучите?
Очень смешно...
Вот вам маленький кусочек из Biochemical Pathway Maps. Ниже него - сильно уменьшенная копия. В реальном размере это здоровенный постер площадью около 12 квадратных метров. У нас в лаборатории такой был. Посмотришь - и офигеешь от реального размера своих знаний...
В реальном размере на нее можно посмотреть на
Надеюсь, что я смог донести до вас мысль, что с нуля, «прокосив» и пропустив все занятия - за неделю биохимию выучить невозможно.
Ну а теперь можно поговорить о том, как нужно учить биохимию. Будет сложно, но это не тот предмет, который дается легко.
Что нам понадобится
Математика
Не высшая математика, а, в основном арифметика и таблица умножения - молекулы АТФ считать и реакции уравнивать. Но и «вышка» тоже понадобится, не расстраивайтесь...
Физика и физхимия
Обязательно понадобится, как только разговор пойдет о ферментах. Да и раньше тоже - конформации белка и ДНК, межмолекулярные взаимодействия... Да, держится всё на химических связях, но складывается в причудливые формы - за счет и химических, и физических взаимодействий. О, изомерию забыл! Левовращающие, правовращающие... брр!
Химия
О-о-о-о...да! Химии будет чуть менее, чем полностью. И самой пакостной из ее разновидностей - органической. Как вспомню, так вздрогну: водород, кислород, углерод, азот - а поди ж ты, из четырех элементов можно таааких жупелов навертеть! А если это добро еще немножечко сдобрить приправами в виде серы, железа, меди и редкоземельных металлов - ребята, я вам не завидую... головняк обеспечен.
Ну-ка, кто навскидку скажет, что такое реакции нуклеофильного замещения? Во-во... Проспали и прогуляли органику - готовьтесь к проблемам.
Импортные языки
Так исторически сложилось, что международными языками, из значимых, для накопления и обмена научной информацией по очереди были: латынь, голландский, немецкий, французский, английский. Латынь заняла свою нишу у медиков и биологов-систематиков, немецкий - до сих пор активно используется в публикациях у химиков-органиков и химиков-синтетиков, английский актуален и сейчас. Львиная доля терминологии в биохимии - либо химические классификаторы по ИЮПАК, либо тривиальные названия, а они, зачастую - калька с латыни или английского. Базовые знания этих языков вам очень сильно помогут.
Например: вазопрессин - от латинского vasa - сосуд и presso - давлю. Он же - антидеуретический гормон. Анти-диуретик. Против образования мочи, короче. Значит, влияет на всасывание воды в почках, значит, влияет на давление крови в сосудах. Из термина, зная происхождение слов, спокойно восстанавливается функционал. Вывод: свободно говорить и не надо, тем более на латыни - мертвый язык, носителей фонетики не осталось - но знание терминов и умение раскидать их на запчасти - пригодится.
Время
Это то, чего вам будет катастрофически не хватать. И не только вам. Это то, что утекает сквозь пальцы. Это то, что профукивается на всякую ерунду...
С одной стороны, на биохимию министерство образования сейчас щедро отстегнуло аж целых 36 часов. Тридцать шесть! Аж!..
Вы не поверите, но на биологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова в начале 2000-х на биохимию отводилось 335 часов, из них - 240 аудиторных.
И этого было МАЛО! Это понимали все - и преподы, которые старались вколотить в нас за это время по максимуму, и даже такие раздолбаи, как я, понимали - мало...
95 часов было заложено на самоподготовку. Откуда, собственно, и разница: 335-240=95.
Я биохимию сдавал мучительно... Это один из тех предметов, где я не прогулял ни одного занятия - лекции, семинары, практикумы - посещалось все. И все равно - ощущение того, что я не догоняю чего-то оно все больше крепло. Тут и вылезли пробелы по органике. Потом оно навертело на себя, как снежный ком...
Да, биохимию я сдал. Но потом - все равно доучивал, то, что пропустил. И на курсовой пригодилось, и на дипломе очень сильно понадобилось, и на работе потом икнулось многократно все пробелы и дыры в знаниях.
Сейчас я могу сказать, что биохимия - самый сложный, и, пожалуй, самый интересный предмет за весь курс обучения.
Я серьезно.
Физиология в конечном итоге упирается в биохимию, биотехнология - это надстройка над биохимией, не более того. То, что изучают и «первооткрывают» биохимики, после первооткрытия и изучения, обкатав методику, передают биотехнологам, которые и варят изученное в промышленных масштабах, будь то пиво, йогурт, или новый вид клея или витаминов. Иммунология и фармакология - опять уперлись в биохимию.
Так вот, возвращаясь к министерству образования и учебным планам. Открою вам страшную тайну: количество часов урезали, а предмет - все тот-же, в том же самом объеме, каким был 10 лет назад. Нам тогда 335 часов было мало...
А сейчас считается, что современный студент сам в состоянии освоить этот курс. Да-да, поинтересуйтесь в учебной части, сколько часов на самообучение заложено в учебном плане. Вы будете сильно удивлены... Считается, что вы сами, добровольно, после занятий, вместо пития вкусного пива и сидения во вконтактике (танчиках, еще какой-нибудь игрухе) будете вдумчиво читать учебник по биохимии и прорешивать задачи.
А теперь о том, как выучить биохимию
Ходите на все занятия
Их и так очень мало, информация дается сжато. Десять лет назад, пропустив один час аудиторных занятий я бы пропустил 0,2% данных. Если вы сейчас пропустите один час - вы потеряете 2,7% данных. Десять часов прогулял - пропустил четверть курса. Нормально, чо... Без этой четверти курса еще половина курса просто пролетит мимо мозга, потому что постоянно будут отсылки и ссылки на предыдущий материал - а вы его прогуляли...
Приходите вовремя
Я не буду говорить о том, что опоздание это неуважение к преподу. Про то, что точность - вежливость королей, а неточность - вежливость снайперов. К чему изрекать банальности?
Еще раз - времени на предмет отведено не просто мало, а крайне мало. И каждый хронический опоздун крадет минуту-две не только у преподавателя, но и у своих одногруппников. Академический час - это 45 минут. Два опоздуна на каждом занятии "съедят" 72 минуты - к паре на минутку опоздал, и с перерыва задержался... Потом шумно и вальяжно, как боярин, неспешно прошествовал к своему месту и воссел на трон. В итоге опозданцы украдут у вас 72 минуты, а это 3,3% процента недополученных вами данных. Ваши "товарищи" украли у вас это время. Много это или мало?
Задумайтесь над этим...
Расчеты я вел, кстати, исходя из астрономического часа, так что цифры будут другие в сторону увеличения...
Задавайте вопросы
Всегда спрашивайте и переспрашивайте. Поймите, если вы не поняли что-то - всегда нужно переспросить. Лучше немедленно, если стесняетесь - спросите после занятия. Совсем стремно - на сайте вопрос задайте. Хотя как по мне - лучше в семестре выглядеть дураком, а в конце унести в клюве пятерку-автомат, чем важно молчать - и нифига не понимать.
Я протупил в свое время - нужно было задавать вопросы...
Сам дурак, сам себе геморрой на ровном месте обеспечил.
Но все равно обидно.
Ведите конспект
Конспект лекций - это ваша палочка-выручалочка. Именно ваш, написанный собственноручно. Чужой конспект это совсем не то.
Самая страшная ошибка, которую вы можете совершить - это скачать конспект лекций, написанный преподавателем, и искренне считать, что там есть ответы на все вопросы. Это не просто ошибка - это, блин фатал эррор... Конспект преподавателя, это его личный конспект. Препод писал конспект для себя, это его шпаргалка, если хотите. Это всего лишь содержание лекции. Если препод в своем конспекте наткнется на слова ... и тут рассказать про гормоны, то он будет рассказывать про гормоны. А вы должны записывать. Потому что, если препод и так помнит все, что он должен рассказать про гормоны, ему достаточно увидеть свою пометку, просто чтобы не забыть.
А если вы, прогуляв все лекции, откроете чужой конспект (то есть преподский), то что вы там про гормоны найдете? Правильно - ни-че-го!
И, если уж на то пошло - препод не обязан вам раздавать свои конспекты. Лекции читать, занятия проводить, контрольные - обязан. Оценивать знания - обязан, это его работа. Но вот раздавать свои конспекты - этого ни в одной должностной инструкции нет. Это все от безысходности, если хотите... Времени мало, вот и раздают.
Прорабатывайте материал
Да - лениво. Да - пиво. Да - девки румяные... Да, права надо на авто получить, и в драмкружок записаться, и в КВД после румяных девок антибиотиками курс проколоть нужно - я все это прекрасно понимаю. Масса Очень Важных и Офигительно Нужных Дел... Но, обязательно, найдите время после лекции: ваш сегодняшний конспект, написанный собственноручно. Распечатка конспекта препода по этой же теме. Учебник Ленинджера. Найдите еще раз, все, что проговаривали сегодня. Сверьте информацию. Занесите в свой конспект то, что упустили, бывает. Выпишите те вопросы, которые появились и обязательно их задайте преподавателю. Биохимия, для биологического факультета это базовый предмет. Если вы на биофак попали случайно, типа пофиг где «учиться», лишь бы «корку» дали - биохимию все равно придется учить, хотя бы ради корки. Если вы на биофаке осознанно, и это ваш выбор - вам нужно учить биохимию, это ваш основной предмет. Как математика химия и физика нужна для понимания биохимии, так биохимия нужна для понимания все последующих спецкурсов, уже по вашей специальности.
Выбор, впрочем за вами. И я сильно надеюсь, что вы прочитаете это материал ДО поступления, или ДО начала первого курса, а не после того, как упустите и пропустите матан, физику и химию, ту базу, без которой действительно выучить, или хотя бы понять биохимию будет крайне непросто.
Поверьте, догонять колонну в пыли, плетясь в хвосте - не самое приятное занятие.
На русском? Можно посмотреть на едином образовательном портале, хотя там, откровенно говоря, уровень школьный. Зачастую информация устаревшая, с ошибками. Скорее всего, придется переводить своими силами - gif-редакторы, видео-редакторы. Возможно, что и рисовать или снимать самому (самой). Я исхожу из того факта, что каждое видео или анимация, которую можно найти в сети, делались под конкретные задачи.Гавриленко Алена ВалерьевнаА на каких сайтах можно найти анимации молекулярной биологии, "биохимические" видео, вроде как на канале Это Работает, на русском.
Аудиолекции? По биохимии??? Никогда не интересовался этим вопросом... Вообще не представляю, как давать, например, структурную биохимию исключительно на слух. Хиральность, стереоизомерию рассказывать студентам, у которых завязаны глаза. Они и с презентациями/графикой не сразу понимают, о чем речь...Гавриленко Алена ВалерьевнаИ существуют ли вообще аудиолекции для свободного скачивания в инете на русском или через какой сайт их лучше заказать для покупки.
http://deposit.rcsb.org/ - депозитарийГавриленко Алена Валерьевнаподскажите, пожалуйста серверы онлайн для внесения изменений в PDB файлы.
Cервер NCBI, само-собой. ключевая фраза для поиска: protein-protein docking. Там, в поиске статей вы и найдете все новинки по используемому софту, алгоритмам, принципам etc. В любом случае, поиск лучше начинать оттуда.АленаВ какой литературе поднабраться разума в моей ситуации
С бесплатными будет проблема... Так как предсказание структур - потенциальное "хлебное" место - драгдизайн, например, то бесплатный софт придется сильно поискать...Аленаи какие бы бесплатные программки на ПК скачать для белок белкового докинга?
Нигде. Скачать эту карту одним файлом (целым куском) нет возможности.РусланНе подскажите где её можно скачать?
Following the outstanding success of the two posters for over four decades, and of the electronic version hosted on ExPASy since 1994, Roche has created a new electronic version of Biochemical Pathways.
Переходим по ссылке и попадаем сюда: http://www.biochemical-pathways.com/Само-собой. Они на этом денюжки зарабатывают, и немалые. Можно пользоваться их сайтом, постояно накручивая ему посещаемость, а можно заказать уже распечатанную карту - здоровенный такой постер:РусланНа сайте, указанном в описании, такой возможности не обнаружил.
Можно. А для чего?Пупкин И. И.Можно поинтересоваться
Интересно, где может пригодиться такое глубокое знание биохимии. Сразу приходит на ум, что автор либо лаборант, либо сангиговец.adminМожно. А для чего?Пупкин И. И.Можно поинтересоваться
Да где угодно. Начиная от бытовых тем - вычислять откровенные БАДы по конской цене, или шампуни с экстрактом лошадиного копыта до профильных НИИ и ВУЗовПупкин И. И.Интересно, где может пригодиться такое глубокое знание биохимии.
ОлегА статья замечательная!
ОлегА какой же еще в Кирове ВУЗ с изучением биохимии?
ОлегКак я понял, автор не с кировской медицинской академии?