Политические кризисы глазами биолога или почему люди идут на митинг

Скоро два года киевскому майдану, который привел, давайте без экивоков, к гражданской войне. В связи с этим возник вопрос: «Что заставляет людей идти на митинги?»


Жажда справедливости - скажут одни, манипуляции врагов - скажут другие. Но этого недостаточно, пойти должен сам человек, и в этом виноваты его стереотипные реакции на изменение окружающей среды, которые называют инстинктами.


Инстинкты - это сложные поведенческие реакции, связанные с данными условиями как внешними так и внутренними. Как реакция кота, увидевшего соперника на границе своей территории, раздуться, походить и повыть (все немного сложнее, но не сильно).


 Животные резко реагируют на несправедливость. Есть эксперимент,  когда шимпанзе за выполненные задания давали лакомство: отличившейся виноград, остальным огурец. Все было нормально, пока отличившейся обезьяне не дали вместо винограда огурец, животное в гневе растоптало огурец. Растоптало, но не бросилось на исследователя, запомним это на будущее.


А что с манифестантом? Да, он считает, что его обидели, недодали зарплату и так далее. В то же время, если участник митинга и недоволен работодателем, он не бросается на него. Ну затоптали гендиректора, и что? Зарплата от этого вырастет? Само-собой, нет.


Или вспомним  историю американского сварщика, Мартина Химейера с его своеобразной акцией протеста —  он громил исключительно территорию и имущество своих обидчиков, разнеся бульдозером строений примерно на семь миллионов долларов. Число пострадавших людей — ноль, если не брать в расчет самого Мартина, который застрелился.
Таким образом, получается, что инстинктивная реакция на несправедливость не так уж и сильна (вспомним,  обезьяна не бросилась на обидчика исследователя, хотя растоптала огурец).


Еще одна важная деталь — инстинкты, связанные с разделом добычи. Если еды нет, то волки идут охотиться и слаженно загоняют дичь (в данном случае стая действует как единый организм). А что происходит после охоты? Когда олень убит и идет раздел добычи — драки неизбежны, и, что характерно —  между равными на среднем и нижнем уровне иерархии.


 Думаю, что не ошибусь, сказав, что у приматов (в том числе и человека) сходная ситуация и сходные поведенческие реакции. Нет ресурсов — работаем слитно, есть что поделить — тут же начинаются склоки.  Таким образом, действительно нуждающийся человек скорее пойдет искать и зарабатывать то, что ему нужно, а не пытаться переделить имеющееся у других (жаждущие мифической справедливости «для всех», не пора ли задуматься?).


Вторая проблема всех протестных движений в том, что организаторы (у любой мало-мальски крупной движухи есть организаторы, если вы еще не знали) им говорят, что они особенные, вводятся в обращение значки, ленточки и т. д., чтобы отличать «своих» от «чужих». А это характерная особенность приматов.


У приматов преимущество среди равных можно получить двумя путями:
1) реально выделиться физически или морально (правда нужны способности, время, и труд, чтобы этого достичь),
2) приобрести что-то новое, выделяющее в группе. Эксклюзив так сказать.
Известен эксперимент с группой молодых шимпанзе, когда одна из особей наиболее низкого ранга резко возвысилась, найдя пластиковую канистру. Этот новый предмет резко увеличил статус особи.
Таким образом, получается, что участие в демонстрации это как канистра у шимпанзе: быстро и не прилагая усилий повышаем свой статус. Наблюдая за студентами, отмечу, что все люди пытаются достичь желаемого прилагая минимум усилий, организм вообще экономная система.


Третья проблема у манифестантов — практически полностью отключен инстинкт самосохранения, так как они уверены, что сотрудники органов правопорядка не будут применять убивающие и калечащие способы воздействия, демонстранты почему-то уверены, что им ничего не угрожает. Напомню, инстинкт самосохранения —  базовый и направлен не только на сохранение жизни, но и на сохранение целостности и функциональной активности организма. Его отключить сложней всего, тем не менее, манифестантам это удается. «Все можно, бей-круши, вам за это ничего не будет, ведь вы особенные!».
И, наконец, воздействие некоторых фармакологических препаратов и алкоголя, окончательно снимающих внешние социальные запреты и снижающих активность базовых инстинктов. В результате имеем то, что имеем: тупые животные реакции, причем ненаправленные на сохранение организма, как своего, так и чужого, а, скорее, наоборот.


И что получается что на месте манифестанта?  Давайте называть вещи своими именами: организм с отключенным инстинктом самосохранения, которому сказали что ему все можно, так как он особенный, и ничего за это не будет. Причем ему для достижения всего этого нужно просто покричать на митинге. Дополнительное поощрение в виде денег (виноград и шимпанзе), да еще препараты снимающие социальные блоки.


Что нам даст подобная смесь? Правильно —  агрессия. Орущую, агрессивную толпу, разогретую своими же криками. Агрессия требует выхода, только вот одна загвоздка: у приматов, как и у других травоядных нет естественных блоков при реакциях агрессии между особями одного вида.


Коты яростно полосуют друг друга в драках за кошку или территорию, но в результате максимум — это разорванные уши и вырванные клочья шерсти. У собак точно такая же ситуация. Эти организмы изначально подготовлены к убийству и имеют поведенческие механизмы, не позволяющие убивать своих. У травоядных нет таких систем поэтому они дерутся до гибели соперника, как бегемоты, голуби или олени. Эволюционно человек падальщик и травоядное, недалеко, вобщем-то, ушедший в развитии от обезьяны поэтому систем  защиты от убийства сородичей не сформировалось, что на фоне быстрого развития всевозможных орудий убийства дало поистине гремучую смесь. Именно поэтому понадобились социальные и законодательные нормативы для ограничения, чтобы не переубивали люди себе подобных и не истребили с радостными воплями свой собственный вид. Например дуэльный кодекс - это попытка наложить законы хищников, на образ жизни травоядных.


Но вернемся к нашим манифестантам, той самой орущей толпе без тормозов. Получается, что на митинг нас ведут самые примитивные обезьяньи инстинкты, в результате чего человек, можно сказать, теряет свое право считаться разумным.


Вы готовы присоединиться к тем, кто отключил мозги?



Фотоальбом





Комментарии

capcha
* - поля, обязательные для заполнения