Для начала определимся, что такое ноутбук? Калька с английского, слепок из двух слов. Обратимся к словарю: Notebook (сущ.) – тетрадь; записная книжка; блокнот; книжка; портативный компьютер. В первую очередь это действительно тетрадь. Само собой, можно утверждать, что бумага себя изжила, однако это не так.
Сперва обратимся к устройству мозга и принципам запоминания памяти. Сразу оговорюсь – в этой области я не специалист. Теоретическая база по вопросу практически отсутствует. Однако я и не претендую на звание специалиста в данной отрасли. В данный момент интересны сугубо практические наблюдения прикладного характера. Кроме того, сами специалисты толком не знают, как устроен и работает мозг. Нет, строение мозга уже известно – полушарии там, кора всякая, нейроны. И моделей работы мозга выстроено предостаточно. Вроде бы все нормально… Ан нет, если заглянуть в патофизиологию, то скорее возникнет масса новых вопросов, чем будет получен ответ на уже существующие.
Тем не менее, попытаемся разобраться, как оно все-таки устроено? Как вообще происходит запоминание информации?
Условно память любого здорового и трезвого представителя рода человеческого можно разделить на три сегмента: кратковременная память, оперативная и постоянная. Проведем аналог с компьютером: буфер обмена, оперативная память и жесткий диск.
Сначала вся поступающая информация по каналам сенсорного восприятия поступает в кратковременную память, и хранится около 1-2 минут. Далее, если эта информация оказалась невостребованной – она стирается. Если же в ней обнаружилось хоть что-то интересное (а выясняется это только одним способом - осмыслением), то уже осмысленная информация попадает в оперативную память. Размер “оперативки” у человека невелик, но срок хранения исчисляется часами. Обычно это 10-12 часов. Из оперативной памяти информация поступает в блок постоянной памяти, которая по объемам и срокам хранения практически не ограничена (считается, что 1 кубический миллиметр коры головного мозга может хранить около 100 Мб информации. Также считается, что сортировка информации и запись на “винчестер” происходит во время сна).
А сейчас самый интересный момент: из буфера обмена в оперативку информация попадает только осмысленной. За осмысление информации отвечает некий фильтр, следящий за тем, чтобы в оперативную память из буфера обмена всякий хлам не сыпался. Как он работает – полностью неизвестно. Известны только некоторые способы, способные повлиять на его работу. Это, например, стресс, многократное повторение, внушение или самовнушение.
Первый и третий способы нас мало интересуют. Учить матан с помощью гипнотизера или петард, взрывающихся над ухом? Это не наш метод… Учить матметоды в биологии за двое суток посреди сессии… Стресс, конечно, но оно нам надо? Воспользуемся вторым методом, как самым щадящим и проверенным веками.
Итак, вернемся к нашим ноутбукам… А точнее, к методам хранения информации. Весь секрет - это представить информацию в легкодоступном виде, для упрощения осмысления и, соответственно, сброса в долговременную память.
Возьмем на вооружение так называемый «Метод Корнелла». Это принцип структурирования информации для облегчения дальнейшего доступа и использования. Принцип метода: блочное хранение и использование индексов. Именно на этом принципе базируются все современные хранилища данных – (MS SQL, My SQL, Oracle и многие другие). По этому же принципу построен каталог книг в библиотеке и сама библиотека. Вместо того, чтобы метаться по книгохранилищу в поисках книги библиотекарь сначала ищет данные о книге в каталоге.
Итак, возьмем в руки тетрадь. Поделим лист на три части. Основную часть листа оставим для записи лекции. Слева или справа, кому как удобнее, предусмотрим широкое поле, на четверть ширины листа. Жадничать не нужно – зачем на себе экономить? На это поле будем заносить заметки, схемки и прочие рисунки. Снизу листа отчеркнем пару сантиметров. Это индексное поле – в нем одной двумя фразами запишем краткое содержание страницы. Метод работает, проверен на себе. Осталось только немного обработать напильником.
Не новость, что конспект – это модель лекции. На полноту этой модели влияет два фактора. С одной стороны – попытка записать максимум информации, с другой - нехватка времени. Выход очевиден – сокращения. Главный аспект: сокращение не должно давать разночтений, чтобы его можно было восстановить. Часть сокращений можно позаимствовать из математики, часть - из физики, часть – придумать самим.
Например:
Остается только вечером, после занятий, просмотреть записанное за день, и занести в индексное поле описание каждой страницы (пока оперативка не очистилась). Попытки схалтурить, и делать описания раз в неделю или, что еще хуже, раз в месяц приведут только к одному. А именно, к перекошенной физиономии к попытке понять, «что это за хрень и нафига я ее записал».
Таким образом, ни ноутбук, ни КПК, ни, тем более, телефон не дают всех тех возможностей, которые дает обычная тетрадь. Тетрадь не боится вирусов и троянов, тетрадь работает без аккумулятора и розетки, тетрадь можно уронить на асфальт, не опасаясь схлопотать инфаркт. Кто-нибудь хочет уронить с двух метров на асфальт IPhone?
В заключение могу сказать только одно: самый лучший ноутбук – это тетрадь. А самая лучшая тетрадь – пружинная со сменными блоками. Обложка одна, а содержимое может быть разное. Блоки заполненных листов собираем на скрепки и – вуаля! Полуфабрикат для шпор готов. А после сдачи экзамена этот набор листочков можно оставить для истории, а можно и толкнуть за пиво подарить младшему курсу. Удачи на экзаменах!