Оптические иллюзии в помощь экзаменатору

Оптическая иллюзия (или зрительная иллюзия) — ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображённого объекта, иллюзии движения. Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия.



Уверен, многие из вас встречали подборки таких картинок в интернете на развлекательных или образовательных сайтах. Тысячи их.Наберите в поисковике: картинки оптические иллюзии подборка — и получите кучу таких картинок. Подвижных и нет, цветных, и черно-белых. Не буду вдаваться в классификацию по типу создания иллюзии, и принципах обмана зрения. Обращусь к практическому применению. А практическое применение таково, что при рассматривании такой картинки в глазах рябить начинает. Совсем адовый пример — гипножаба, представленная на рисунке выше.

Ну тут все в комплексе — и вырвиглазные цвета, и их расположение на текстуре. Смотришь на картинку, и понимаешь, что глазные яблоки пульсировать начинают. Еще немного — и голова взорвется. Очень, очень качественная картинка!

Тем не менее, и черно-белое изображение обладает подобным, пусть и менее выраженным эффектом.

Вы спросите, «а причем тут экзаменаторы» ?

Все просто. Задача экзаменатора — оценить знания студента по предмету. Оценка производится путем вытягивания случайного билета студентом, подготовки по билету, и докладу. Как правило, это три или четыре вопроса, из курса материала, который давался на лекциях и закреплялся на семинарах, лабораторных и(или) самостоятельных работах, включая самоподготовку.

Для удивленных студентов, читающих этот материал: да, юные падаваны, да! Как бы это дико не звучало — часть работы по предмету отводится на внеаудиторные часы. Это самоподготовка и домашняя работа. Вы должны сами, дома, или в общаге, взять учебник, конспект, лабораторную тетрадь, и самостоятельно проработать часть материала. Более того – это ваша обязанность, как правило, прописанная в Уставе вашего ВУЗа, куда вы, скорее всего и не заглядывали. И я вам даже больше скажу: количество внеаудиторных прописано в учебном плане каждого предмета, с которым можно ознакомиться, запросив его в учебной части вашего факультета, и ужаснуться, сколько по нормативу отведено на внеаудиторную подготовку. Это то время, в которое вы обязаны не бухать или спать, а учиться.

Впрочем, вернемся к процессу экзамена. Как выглядит сферический экзамен в вакууме, мы уже рассмотрели. На практике же происходит, как правило, лютый трешак: это и «ну поставьте, ну пожалуйста, ну что вам, жалко, что ли», это и попытки списать, удачные (реже) и не очень (часто). Шпоры, «бомбы», мобилы, микронаушники — все идет в ход. Любые виды жульничества, в том числе и попытки пометить билет.

Этому приколу с меченым билетом, который потом, на пересдаче, студент, нависший над столом высматривает дергающимся глазом, трясущийся, как белка под кофеином…Ребята… Билеты метили еще во времена шумеров и клинописи — уголок у глиняной таблички откалывали. Ну в самом деле, детский сад же… Все преподы про это знают.

Все эти наколотые иголкой, загнутые, пожеванные, оторванные уголки, или точки на углах, ручкой или карандашом – это все не работает давно уже. Максимум, которого вы добьетесь — это мелко напакостите все тем же экзаменаторам, вынудив их или печатать новую партию билетов, а потом их резать и подписывать у декана. Опять и опять. Что, кстати, не очень хорошо влияет на общую гуманность декана к таким вот жучкам-древоточцам: оно ему надо, во время сессии каждый раз срочно ставить свой автограф 30-40 раз подряд.

Вот и получается: метод схалявить древний, нерабочий, но каждые пол-года, с упорством, достойным лучшего применения, потенциальные «хвостисты» и «залетчики» устраивают ролевые игры в термитов.

В сложившейся ситуации, приходит в голову только два антитермитных способа. Первый — взять на вооружение метод казино, и к каждому экзамену готовить три-четыре пачки билетов. Новый экзамен – новая, неиспользованная стопка билетов. В казино оно ведь как: новая игра — новая колода карт. Новая, в полиэтилене, муха еще не это самое.

Из плюсов метода – возможность нумерации попытки экзамена. Нельзя будет спереть билет (что особо одаренные личности иногда пытаются провернуть), выучить вопросы только из него, а потом, на пересдаче, вытянуть его из рукава. Минусы также очевидны – перерасход бумаги и тонера. Дикий перерасход.

Второй метод, как это ни странно, он тоже навеян игровым миром. Игральные карты, они ведь только «начинкой» отличаются. А рубашка то у них – одинаковая!Теперь нам осталось только совместить рубашку игральных карт, оптическую иллюзию, мешающую сфокусироваться на изображении, и оборотную сторону экзаменационного билета.

Рубашка билетов
оптическая иллюзия

Печатаем эту картинку на обороте листа с билетами, разрезаем на билеты, раскладываем на столе…
Вуаля!
Поди высмотри где там меченый билет, когда у тебя в глазах рябит.
Особенно, если довести идею до совершенства: у каждого билета нужно аккуратно отрезать один уголок. Второй уголок, не менее аккуратно, проколоть иголочкой. На третий уголок с оборотной стороны поставить аккуратную точечку ручкой, а на четвертый – простым карандашом.

Приятного экзамена!



PS. По этой ссылке можно скачать файлик, в котором уже вставлена картинка рубашки. Остается только прогнать ее через принтер в нужном количестве копий, чтобы получить заготовки для печати билетов.


Фотоальбом





Комментарии

Марина
Как хорошо, что наши преподы ваш сайт не читают. :blink:
admin
Марина
Как хорошо, что наши преподы ваш сайт не читают. :blink:
Марина, а вы где учитесь? :D
admin
PS. Забыл указать еще один несомненный плюс такой рубашки билетов - если печатать на тонкой бумаге (75-60 г/м), то текст с изнанки просвечивает. С рубашкой же высмотреть, что там за билет - дохлый номер...
capcha
* - поля, обязательные для заполнения