История и биология или проклятые короли

Технические науки слишком давно разошлись с гуманитарными. История слишком давно существует отдельно от физики и химии. Историки вспоминают про эти науки лишь в связи с военными и научными историческими исследованиями. Биология же практически не задевается историками, кроме, разве что, медицинских исследований правящих особ. Но, так называемое проклятье королей может быть легко объяснено с точки зрения биолога.


Итак - проклятые короли. История гласит, что последний великий магистр ордена тамплиеров Жак де Моле был сожжен на острове Сены в 1314 году, при этом, согласно легендам, он призвал на божий суд короля Франции, хранителя печатей этой страны и Папу Римского, кроме того, он проклял короля Франции и его род до тринадцатого колена.

В результате король, хранитель печати, папа римский погибли в течение года. А затем и сыновья проклятого короля погибли, не оставив потомков мужского пола, причем последний из сыновей погиб  в 1328 году. То есть, три короля сменились за 14 лет - что это, если не проклятье?

Но, если смотреть с точки зрения биолога, проклятье выглядит несколько иначе... Можно выявить три биологические причины данного процесса.

Первая причина проклятия — инбридинг
Инбридинг или близкородственное скрещивание — это процесс скрещивания родственников на разных уровнях родства. У потомков, полученных при близкородственном скрещивании, часто ослабляется жизнеспособность, т.е. возникает депрессия. Неблагоприятные, рецессивные гены переходят при таком скрещивании в гомозиготное состояние, проявляясь фенотипически.
Об вырождении или выявлении неблагоприятных рецессивных признаков было известно еще средневековым (а может, и более ранним) монахам. Именно церковь настаивала на запрете близкородственных браков, так как монахи знали,  что в случае коров, лошадей и овец можно выбраковать неудачную особь, в связи с человеком такое невозможно. Скорее всего, именно поэтому и были запрещены близкородственные браки.

А браки принцев зачастую были именно близкородственными. Хоть и говорилось, что «браки заключаются на небесах», именно в случае монархических особ браки заключались в пыльных и тайных переговорных комнатах. Не зря приходилось регулярно обращаться к папе римскому по поводу одобрения этих браков.
То есть французский король заведомо принес в жертву потомков своих сыновей земельным приобретениям — политический шаг оказался важнее биологии, предпочтений отпрысков и так далее...
 Кстати, второй сын открытым текстом говорил, что соляные копи, полученные в приданное от жены дороже ее имени. При таком раскладе родство вообще не играет никакой роли — земли, копи, рудники и прочие материальные ценности перевешивали все доводы логики и разума.
Есть, возможно, не очень достоверное, но, похоже, здравое предположение, что французский король сочетался браком с русской княжной Ярославной, или с любой иностранной принцессой именно для снятия эффекта инбридинга, кровушку так сказать, подразбавить из свежего источника...

А если посмотреть в прошлое: бабушки, прабабушки, дедушки прадедушки этих детей регулярно вступали в брак и имели потомство, то есть инбридинг длительный и постоянный (родственники с родственниками). Можно сказать, что французские короли сами погубили себя, вступая в близкородственные браки, обходя с помощью различных интриг мнение и Пап и церкви.
В пользу данного предположения говорит тот факт, что из потомков французских принцев выжили только девушки (это связано с доказанной большей живучестью женщин). Елизавета Английская — дочь Генриха VIII, была явно заражена сифилисом, но при этом прожила очень долгую жизнь и, хотя и не имела детей, но выполняла все функции королевы;  с другой стороны — все сыновья Екатерины Медичи погибли от туберкулеза, которым их заразил ее отец, при этом сама Екатерина была более чем здорова, о чем свидетельствует количество детей. 

Второй важный параметр — уровень медицины
Уровень медицины был ужасающе низок. Все те дикие смеси, которые использовались при лечении Екатерины Медичи от бесплодия (мази оленьих рогов и навоза, моча мулов и др.)  в 16 веке, но к концу 18 века ситуация не сильно изменилась. Лечение Марии-Антуанетты не сильно отличалось — компрессы и припарки из свежего навоза, требухи животных и прочих подобных шаманских компонентов.

Диагностика заболеваний находилась на том же уровне, что и рецептурная часть. Смерть от воспаления легких была классифицирована как отравление, и лекари тупо разодили лапками — яд, мол, неизвестный, но очень сильный. Кровопускание и примочки из свежей лошадиной печени целебного эффекта не дали, равно как и помещение пациента в брюшную полость свежезабитого быка.
Не справился, короче, подорожник с перитонитом...

При этом попадались и трезвомыслящие люди. Екатерине Медичи помог забеременеть коновал (лошадиный лекарь),  а Марии-Антуанетте брат. Великие люди, опередившие время!
Аппроксимировавшие результаты наблюдений за процессом оплодотворения и размножения у животных и, порекомендовавшие использовать ту же технологию. (Подробнее — Антония Фрэзер. «Мария-Антуанетта», АСТ-МОСКВА, 2007; Леони Фрида, Екатерина Медичи, АСТ-МОСКВА, 2006)

Из этого можно сделать вывод, что, с одной стороны — остепененные медики не очень понимали, что происходит (а зачастую и просто не понимали: по технологии тех лет пулевое ранение лечилось кипящим маслом. Нормально, чего уж там — в дырку от пули еще и маслица налить, а потом удивляться, а чего это клиент откинулся...), с другой — здравомыслящие люди  делали наблюдения и выводы, что позволяло им давать здравые советы нуждающимся.

Третья причина проклятья — дикая антисанитария
В те времена эпидемии были нормой, чума в городе каждый год, например, — сезонное явление. Кстати, второй сын Филиппа Красивого погиб от какой-то заразы. Какой — можно лишь догадываться, с учетом «мощной» диагностики тех лет. Да и многие другие смерти в королевской семье связаны или со стандартным заражением/пищевым отравлением, что более чем реально в тех условиях антисанитарии, либо с использованием ядов, механизм действия которых был известен уже тогда.

Следовательно, проклятье королей Франции связано с их желанием сохранить их земли,  что напрямую связано с заключением браков между близкими родственниками (Папа и его окружение хорошо нажились на этом), низким уровнем санитарной культуры (Это привело ко множеству эпидемий в городах), и слабым развитием медицины в Европе тех времен (проблемы диагностики тогда и сейчас).

И, наконец, последний, и ранее неуказанный фактор — тот факт, что это касается королей. Если бы не тот факт, что были прокляты короли, реакция могла быть совсем другой. Да и историческая реакция тоже отличалась бы, если бы это были бы банальные графы и т. д. Реакция была бы иной. В данном случае проклятие как бы рекламная акция, ибо это связано с королями.  Кого бы интересовала та же сама ситуации в династии, например, молочника или мясника? Вслушайтесь: проклятье КОРОЛЕЙ! Звучит!
А вот проклятье старьевщика — не звучит. Или звучит, но как-то издевательски...

Нельзя не предполагать, что все, что произошло с последними представителями династии Капетингов, это результат брачной политики, где земли и влияние ставились выше здоровья потомков, кстати скрещивание потомков Капетингов (откровенных жертв инбридинга) с другими династиями из дальних ветвей родства приводили к появлению не только здорового, но и здравомыслящего потомства (яркий пример: Изабелла Французская, дочь Филиппа  Красивого сочеталась браком с английским королем Эдуардом, и их сын, не смотря на недостатки родителей,  стал великим властителем Англии Эдуардом III).

То есть, подводя итог: то, что сочли проклятьем — это безграмотность и алчность людей, может это и есть их проклятье?


Фотоальбом





Комментарии

capcha
* - поля, обязательные для заполнения